«Судьбы людские» как способ сохранения исторической памяти



«История никого ничему не учит,
она проучивает тех, кто ее не знает»
В.О. Ключевский

Вся история человечества – это хранилище памяти. Человек, утративший память,
перестаёт быть личностью. Поэтому значение исторической памяти в жизни человека
очень велико. Её величие состоит в том, что она является связующим звеном между
прошлым и будущим.

Мы живём в непростое время. Всё труднее учить добру и милосердию, находить
образец для подражания, проводить трогающие душу встречи, праздники, уроки. Но
делать это надо во имя будущего. Людям по-прежнему нужны доброта, любовь к Родине,
своим родным и близким. Поэтому сегодня необходимо укреплять живую связь времен и
поколений, рассказывать ныне живущим о немеркнущих подвигах народа, приобщать их к
истокам героизма дедов. Патриотизм — одна из базовых составляющих личности
гражданина, выражающаяся в чувстве любви, гордости, признания своему Отечеству, его
истории и культуре, его традициям. «Память истории», сочетающаяся с чувством
гордости за историю, — основа достоинства нации.

В последние годы большое внимание уделяется краеведческим исследованиям,
посвященным истории нашей малой Родины — месту, где мы живём, где мы учимся или
работаем, где живут наши близкие, и где они находят свое последнее пристанище. И какое
это огромное счастье жить и работать в Царском Селе — городе, где соединились в
величественном союзе история, архитектура и литература. Каждый клочок «пушкинской»
земли проникнут тем самым великим и «русским», которое мы стараемся передать нашим
детям. И это, безусловно, способствуют их патриотическому воспитанию.
Пушкинские краеведы на протяжении многих лет знакомят нас с интересными
страницами Царскосельской земли, и, благодаря им, мы имеем возможность пользоваться
обилием материалов по краеведению. Мы благодарны им за эту помощь. Но и сами
пытаемся внести достойный вклад в изучение истории своего родного края, привлекая к
этому школьников всеми доступными средствами. И на протяжении многих лет
занимаемся с учащимися в этом направлении.

Обычно к национальному достоянию относят памятники, музеи, театры и другие
произведения искусства. Однако главным народным достоянием являются люди.
Замечательный русский поэт, искренне влюбленный в революцию, В.В. Маяковский
советовал «юноше, обдумывающему жизнь», с кого брать пример. И к счастью, есть и в
прошлом, и сегодня в нашем Отчестве люди, олицетворяющие собой лучшие духовные
черты русского человека.

Темы исследовательских работ различны, но их объединяет связь с историей
Царского Села и Петербурга. Захаржевский и Каратуев, Данзас и Бехтеев, Аксаков и
Чебышев, Беляев и Святский, Гедройц и Петай, Соколов и Колосов и многие другие
удивительные судьбы людей, которые вызывают у ребят чувство гордости, уважения к
прошлому своей Родины. Разве это не способствует укреплению гражданских позиций,
патриотическому воспитанию?

«В своей работе я хочу опровергнуть мнение о том, что в мире не осталось
образцов «добродетели». Они есть, и мы, жители Царского Села, не можем забывать об
этом. Я расскажу о двух управленцах, которые, по-моему, мнению, выражают истинную
русскую силу: Я.В.Захаржевский и М.И.Каратуев. Своей жизнью и делами они доказали и
доказывают молодому поколению, что верный путь для человека – это путь любви к
своей стране, к ее ценностям и традициям» — это слова из исследовательской работы
Межовой Дарьи, которые подтверждают мысль о том, что наша с вами трудоёмкая,
каждодневная, кропотливая работа даёт положительный результат.
В преддверии 300-летия Царского Села город Пушкин был украшен двумя
мемориальными досками. 16 июля 2010 года у входа в главное здание городской
больницы имени Н.А.Семашко состоялось торжественное открытие памятных знаков. В
истории города были увековечены два имени и два ярких светила медицины – Феофил
Федорович Жуковский-Волынский и Вера Игнатьевна Гедройц.
Имя лейб-хирурга Ф.Ф. Жуковского-Волынского, который в течение 40 лет
проработал старшим врачом Царскосельского Дворцового госпиталя, было известно
многим царскосёлам, могу предположить, в том числе и потому, что одна из улиц города
Пушкина носит его имя — улица Жуковско-Волынская.

Имя княжны Веры Игнатьевны Гедройц — профессора и доктора медицины,
георгиевского кавалера, первой женщины-хирурга в России, которая с 1909 по 1917 годы
работала в Царскосельском Дворцовом госпитале, мало что говорило современнику, что
впоследствии подтвердил опрос учеников школы, учителей и знакомых. История жизни
В.И.Гедройц была известна лишь небольшому кругу людей — истинным знатокам истории
Царского Села, к коим относится Татьяна Сергеевна и специалистам по истории
медицины и литературы. Как вы понимаете, был предложен не самый простой путь,
нужно было решить проблему: почему из всех выдающихся хирургов отечественной
медицины, работающих в разное время в больнице им. Н.А.Семашко, наследнице
Царскосельского госпиталя дворцового ведомства, увековечено имя Веры Игнатьевны
Гедройц? Сложность работы состояла в том, что было очень мало информации о судьбе
этой неординарной женщины. Но мы справились. И исследовательская работа «Княжна
Вера Гедройц: скальпель и перо» вошла в тройку лучших работ школьников Санкт-
Петербурга и была отмечена дипломом Анцифировских чтений.

Краеведческая работа не может считаться полной без поисковой деятельности,
которая включает знакомство с людьми, чьи воспоминания, рассказы, документы из
домашних архивов можно использовать в исследовании. Это способствует не только
развитию коммуникабельности, но и учит культурному, уважительному отношению к
людям старшего поколения. Эти встречи дают импульс для разработки тем новых
исследований.

Именно встречи, беседы, интервью и воспоминания коллег, родственников, друзей
легли в основу исследовательской работы о жизненном пути, профессиональной и
общественной деятельности Марины Николаевны Петай, Почетному гражданину г.
Пушкина, лауреату Царскосельской художественной премии, посвятившему себя
высокому служению музейному делу, служению Александру Сергеевичу Пушкину.
Работа была высоко оценена жюри научно-практических конференций разного уровня,
опубликована в сборнике ученических исследований, представлена на страницах газеты
«Санкт-Петербургские ведомости» и долгое время была в тройке самых читаемых статей.
Более 3,5 тысяч человек прочитали нашу работу!

В 2017 году я получила «Приз имени Ю.И. Колосова». Это награда для педагогов,
которая вручается руководителю ученических работ за большой вклад в развитие и
сохранение исследовательской культуры среди молодежи. Но к своему стыду имела
смутное представление об этом человеке. Предложила ученице тему исследования, тем
более, что опыт написания работы, основанный на встречах с коллегами, друзьями, на их
воспоминаниях у неё был. (работа о М.Н.Петай)

Кто же такой Юрий Иванович Колосов? Узнав его судьбу по воспоминаниям
коллег и родственников, которые были записаны на диктофон, захотелось их сохранить.
Сохранить и рассказать всем о человеке, который искренне любил свою Родину, умело
отстаивал ее авторитет, и достоинство, своим служением людям для многих был
примером. Известный ученый, военный историк, писатель, ветеран Великой
Отечественной войны, участник обороны Ленинграда, президент Ассоциации историков
блокады и битвы за Ленинград в годы Второй мировой войны, председатель Региональной
общественной организации «Юные участники обороны Ленинграда», до последних дней
отстаивавший правду об истории того времени. Это исследование — память о человеке,
который внес огромный вклад в увековечение подвига Ленинграда в Великой
Отечественной войне, считая, что в одном ряду со Сталинградской и Курской битвой
должна стоять Ленинградская битва. «Другими были те люди, сильны телом и духом, и
как бы их не ломало, не гнуло к земле, стояли они, стояла и наша держава. Неужели
оскудела на таких людей земля русская? Никто не даст нам ответа на этот вопрос,
кроме нас самих. А чтобы жить с честью, нужно, чтобы память не умерла, знать свою
историю, помнить о тех, кто воевал и ещё жив и тех, кто погиб за нас с вами, каждый
день, а не лицемерно поздравлять 9 мая, а потом на год забывать их снова. Помните –
любить Россию — значит гордиться Россией, жить в России, помнить о России и
конечно, верить в Россию!» — заключительные слова этой работы. Это ли не «судьба
людская» как способ сохранения исторической памяти?

Многолетний опыт подсказывает, что наша с вами деятельность в этом
направлении – самый верный путь к интеллектуальному, духовно-нравственному
развитию и патриотическому воспитанию школьника, становлению его личности.
Последние три года я руковожу школьным музеем Боевой Славы 175 АЛМП.
Любой музей – это один из самых благодатных факторов воздействия на душу. Здесь
воспитательное воздействие начинается с первых шагов. Сама обстановка, оформление,
запах – всё вызывает волнение, трепет души и интерес. Знакомство с экспонатами музея, с
воспоминаниями ветеранов помогает сделать изучение истории Родины конкретным,
интересным, убедительным, а также воспитать глубокое уважение к памяти тех, кто в
трудные годы войны воевал за свободу и независимость Отечества, выстоял и победил.
В нашем музее собрано более 600 ценных экспонатов. Основная часть собрания
представлена документами, фотографиями, письмами с фронта, уникальными, еще не
опубликованными воспоминаниями, личными вещами участников Великой
Отечественной войны, которые становятся основой интересных учебных исследований.
По архивным материалам музея написаны работы: «У войны и женское лицо», «О чем
рассказала фронтовая гимнастерка», «Листая старую тетрадь…», «Контрудар под
Сольцами».

Возросшее внимание государства и общества к патриотическому воспитанию, а,
следовательно, и к деятельности музеев, открывает новые перспективы, создает новые
возможности для их развития, вселяет в нас надежду на то, что патриотизм, став основой
всего нравственного и духовного воспитания, станет и основой возрождения России.
Да, мы по-разному можем смотреть на одни и те же вещи, но едины в одном: музей
всех заставляет волноваться и переживать. А раз это так, значит, музей достигает своей
главной цели – он воспитывает лучшие качества человека. Поэтому музей и должен
хранить память о прошлом ради нашего будущего!

И тогда задачи, стоящие перед работниками школьных музеев, школы и других
общественных организаций по воспитанию подрастающего поколения, будут выполнены!

Хорошо, что в школах есть музеи.
Значит, нить времён не прервалась.
Значит, вместе все-таки сумеем
С прошлым удержать незримо связь.